Виды судебных органов, их функции

Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие отличается рядом специфических признаков, состоящих в том, что оно осуществляется от имени государства специальными государственными органами — судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом про­цессуальной форме.

Правосудие в Российской Федерации строится на демократических принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства и закрепленных в Конституции Российской Федерации (гл. 7).

Одним из важнейших принципов правосудия в Российской Федерации является осуществление Виды судебных органов, их функции правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ). Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных или других органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом — важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Он находит свое выражение и в установлении в Конституции Российской Федерации (ст. 118) рамок осуществления судебной власти, реализующейся посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, а также рамок судебной системы Российской Федерации, которая устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом.

402 | Конституционное право Российской Федерации


Носителями судебной власти в Виды судебных органов, их функции Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 119) судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Согласно Конституции (ст. 120) судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Принцип подчинения судей только Конституции и закону неразрывно связан с предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ст. 120) положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом Виды судебных органов, их функции.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 121) судьи несменяемы. Несменяемость служит одной из существенных гарантий независимости судьи.

В Конституции Российской Федерации (ст. 122) указывается, что судьи неприкосновенны.

Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах является открытым, заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.



В случаях, предусмотренных федеральным законом, су­допроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Российская судебная власть в целом едина и неделима, однако условно можно подразделить правосудие на три «ветви»:

1)конституционное правосудие;

2)общее правосудие;

3)арбитражное правосудие.

Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации Виды судебных органов, их функции:

а) федеральных законов; нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства РФ;

б) конституций республик; уставов, законов субъектов РФ;

Глава 11. Государственные органы РФ [ 403


в) договоров между органами государственной власти PС и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между субъектами РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в) между высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный Суд решает исключительно вопросы права (см.: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с последующими Виды судебных органов, их функции изменениями и дополнениями)).

Акты или отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного Суда отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В области арбитражного правосудия функционируют Высший Арбитражный суд Виды судебных органов, их функции РФ и соответствующие арбитражные суды (см.: Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). Высший Арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

404 | Конституционное право Российской Федерации


11.7. Прокуратура Российской Федерации: конституционные основы организации и надзорной деятельности

Учреждение органов прокуратуры в Российской империи, по замыслу Петра I, диктовалось необходимостью контроля за деятельностью государственного аппарата.

В наших условиях прокуратура выполняет функции одного из элементов системы «сдержек и противовесов», обнаруживает и принимает меры Виды судебных органов, их функции к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили (законодательной, исполнительной, судебной власти). Все они взаимодействуют и как единая государственная власть должны быть заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Без соблюдения законности не может быть сильной, эффективно выполняющей свои задачи государственной власти.

Исходя из этого, под прокурорским надзором следует понимать осуществляемую от имени Российской Федерации и независимо от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений деятельность по надзору за исполнением действующих законов специально уполномоченных государственных органов.

Статус прокуратуры в Российской Федерации регулируется ст. 129 Конституции РФ Виды судебных органов, их функции, которая помещена в главе «Судебная власть», что не означает включения прокуратуры в систему судебной власти, и Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10 февраля 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г.)

Закон о прокуратуре выделяет следующие отрасли сферы прокурорского надзора:

— надзор за исполнением законов федеральными мини­стерствами и государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руково Виды судебных органов, их функции-

Глава 11. Государственные органы РФ 405


дителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемы к ими правовых актов;

— надзор за соблюдением прав и свобод человека и Граж данина федеральными министерствами и ведомстпп ми, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами поенного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

— надзор за исполнением законов органами, осуществ­ляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзор за исполнением законов, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных Виды судебных органов, их функции И заключенных под стражу;

— надзор за исполнением законов судебными приставами.

Кроме отраслей прокурорского надзора выделяются и другие направления деятельности прокуратуры:

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокурор занимает важное место в судебном разбирательстве: он участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципамиорганизации и деятельности прокуратуры РФ являются: централизация; независимость; гласность.

Прокуратура организуется как единая централизованная система, что определяется общностью целей и задач, стоящих перед Виды судебных органов, их функции органами прокуратуры; единством правовых основ деятельности; установленным порядком назначения прокуроров; финансированием всех органов прокуратуры за счет федерального бюджета; подчинением нижестоя-

406| Конституционное право Российской Федерации


щих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации; запретом создания на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих и единую систему.

Принцип независимостиорганов прокуратуры означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов несмотря ни на какие местные различия и вопреки неправомерному воздействию местных органов. Гарантией независимости является запрет для работников прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также невозможность совмещать свою основную работу с иной оплачиваемой или безвозмездной Виды судебных органов, их функции деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой.

Гласность в деятельности прокуратуры означает, что в печати обязательно сообщается о назначении прокуроров, прокуратура осуществляет свои функции не изолированно от общественности, от населения. Журналисты вправе присутствовать на любых судебных процессах с участием прокуроров, печатать публикации о них, за исключением таких материалов, которые предрешают постановление суда. Органы прокуратуры в России обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан и государственной и иной охраняемой законом тайне.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие Виды судебных органов, их функции специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. К числу последних в настоящее время относятся прокуратуры воинских частей, транспортные и природоохранные прокуратуры.

В соответствии с ч. 2 ст. 129 Конституции РФ Генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком на 5 лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого большинства голосов, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую канди-

Глава 11. Государственные органы РФ [407


датуру. В Генеральной прокуратуре образуется на Виды судебных органов, их функции правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора — Главным военным прокурором.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по соглашению с органами власти субъектов Федерации, определяемы ми самими этими субъектами. Эти прокуроры подчиняются непосредственно Генеральному прокурору, ему подотчетны и могут быть освобождены им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

11.8. Адвокатура как конституционный институт Российской Федерации

Правовое государство призвано уделять повышенное внимание правовой защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц Виды судебных органов, их функции. Российская Федерация, провозглашенная Конституцией РФ правовым государством, обязана реализовать это предназначение адвокатуры. Адвокатура в России до и после революции 1917 г. прошла очень сложный путь, исследование которого может стать отдельным предметом изучения. Остановимся на реалиях настоящего времени.

Несмотря на усилия по повышению уровня правовой культуры населения, потребность в получении юридической помощи не утрачивает своей значимости. Последовательное урегулирование в нормативном порядке все более широкого круга общественных отношений откликается вовлеченностью населения в правоотношения по поводу, например, работы и учебы, получения услуг и участия в деятельности общественного объединения, выборов и здравоохранения. Поэтому потенциальная или реальная потребность в квалифицированной помощи юриста может возникнуть практически у каждого.Квалифицированная Виды судебных органов, их функции помощь юристов может выражаться в определении органа, полномочного разрешить жалобу или заявление, в помощи гражданину составить соответствующий документ, в участии в судах в качестве предста-

408 | Конституционное право Российской Федерации


вителей, например, истцов, ответчиков, третьих лиц в гражданском судопроизводстве и т.п.

Согласно ст. 48 Конституции РФ, каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям является приоритетной задачей адвокатуры. Она отделена от Виды судебных органов, их функции государства, чем обеспечивается ее независимость: адвокат может противостоять интересам и стремлениям публичных структур и их должностных лиц, не может допрашиваться в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя профессионального союза либо другой общественной организации. Полномочия, порядок организации и деятельности адвокатуры определяются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ <Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Особо квалифицированная помощь необходима лицам, заключенным под стражу, так как будучи лишенными свободы, они ограничены в выборе форм и методов защиты. Таким образом, конституционное закрепленное право граждан на защиту является конституционной основой деятельности адвокатуры как инструмента Виды судебных органов, их функции гражданского общества.

Без этого не может быть правового государства, так как его невозможно представить без адвокатуры. С понятием правовое государство тесно связан еще ряд понятий — «справедливость», «законность», «правопорядок».

Правопорядок достигается законностью через справедливость. Законность очень сложное и медленно устанавливающееся понятие. Оно требует сложных процедур, большого массива работающих законов и времени, а также долготерпения всего общества. Справедливость более быстрое понятие, так как представление о справедливости в обществе меняется быстро и иногда почти мгновенно. Справедливость основывается на идеалах общества и зависит от отношения человека к какому-то явлению. При этом всегда надежды населения, связанные установлением справедливо-

Глава 11. Государственные органы Виды судебных органов, их функции РФ 409

сти, обращены к правосудию. Правосудие как одна из форм деятельности государства изначально несет в себе свойство быть средством разрешения конфликтов в интересах всего общества.

Правосудие в демократических государствах осуществляется в виде состязательного процесса, при равенстве сторон. И если обвинение в уголовных процессах идет от имени государства, то защита осуществляется от имени общества и является сдерживающим фактором от чрезмерном абсолютизации права, не давая превратить правовое государство в полицейское.

Глава 11 Конституционное право Российской Федерации 410


documentaiudmyj.html
documentaiuduir.html
documentaiuebsz.html
documentaiuejdh.html
documentaiueqnp.html
Документ Виды судебных органов, их функции